Образовательный портал о религиях мира


Мантика


 Мантика  Мантика сегодня Ни рост образования, ни научный прогресс нимало не сказались на популярности ветхозаветных методов предсказания будущего.Древнее искусство гадания и колдовства стало очень популярным в современном мире. Почему это произошло? Ответов на этот вопрос может быть множество: говорят и об упадке религиозного, в частности христианского, сознания, и о близящемся конце света, и о своеобразной мутации человеческой психики. Более убедительно, однако, звучит следующее заключение: постиндустриальное общество не дает человеку возможности удовлетворить высшие духовные потребности.

Все вещи и явления в мире заключают в себе информацию и являются проводниками ее. Наука установила, что даже вода имеет память. Значит, мы запоминаемся миром, запечатлеваемся в атомах - «генах» природы. В них определенно закодирована как вся история мира, так и отдельного человека. Наше столетие характеризуется выходом человечества на качественно иной уровень. Все больше внимания уделяется самой личности человека, его душе, богатому внутреннему миру, именно это и обусловило возникновение такой науки, как психология (изучает «психеи» - души).

Первым попытался научно объяснить причины живучести гаданий знаменитый швейцарский психолог Карл Густав Юнг. Он считал, что символы, употребляемые человеком, являются самостоятельной, живой, динамичной единицей. Символ отражает то психологическое состояние, которое испытывает человек в данный момент времени. Изучая сновидения и фантазии своих пациентов, анализируя известную повторяемость образов, мотивов и понятий, он разработал концепцию Колективного бессознательного - глубинного уровня подсознания, своеобразной наследственной памяти, вместилища архетипов. Постепенно Юнг пришел к мысли о том, что его интерпретация символа даёт ключ к анализу не только сновидений, но и к анализу мифов, сказок, религии, искусства. Он исследовал не только европейскую, но и индийскую, китайскую, тибетскую культуры, обращая внимание на их символику. Это во многом и привело его к открытию Колективного бессознательного. Психические образы целостности, спонтанно порождаемые бессознательным, имеют математическую (геометрическую) структуру. Учитывая их компенсаторный характер и ощущение столкновения с чем-то сверхъестественным (нуминозность), которое они нередко вызывают, можно допустить, что числа не только выражают порядок и гармонию, но и создают их. Архетипы или праобразы, по Юнгу, - это некие изначальные схемы, формулы, выражающиеся как поведение отдельных индивидов, так и в формировании первобытного мышления, фольклора и мифологии человечества в целом. Что касается гадания как такового, то Юнг рассматривал его как форму медитации, самоанализа. В этом смысле потребности гаданий у современного человека восполняется популярными психологическими тестами. Самость, как центральный архетип, писал Юнг, даёт полное выражение той комбинации судеб, которая именуется индивидом. Юнг совместил в своей концепции эмпирические наблюдения герметических наук и экспериментальные выводы современной ему психологии. Предсказательные системы ,таким образом, оказались не бессмысленным экзотическим атрибутом цыганок, а косвенным выражением реально существующей потребности человека в самопознании и познании окружающего мира в его целостности.

В рамках мантики также важно понять разницу между гаданием и предсказанием. Гадание говорит о том, что должно случиться. Предсказание только указывает на то, что может произойти, если Вы будете следовать выбранному пути. В соответствии с этим Вы имеете свободу выбора: позволить событиям происходить, сдавшись на милость Судьбе, или постараться изменить происходящие события. Предсказание предоставляет свободу выбора.

В наше время не избежали разговора о границах свободы воли и естественные науки. Есть ученые, которые уверяют, что проскопия (видение будущего) обосновывается научными данными. Так, академик Н. С. Кардашев считает, что время - это улица с двухсторонним движением, позволяющая иметь информационную связь как с прошлым, так и с будущим.

Генетик Виктор Колпаков, в работах которого доказывается генетическая предопределенность поступков человека, касаясь проблемы детерминизма судьбы, говорит: "...Во всем этом есть одна штука, и довольно страшная. Я обычно начинаю размышлять, а потом мне становится ужасно неприятно. Ведь, если быть последовательным материалистом, то мы неизбежно должны прийти к отсутствию свободы воли и к существованию судьбы..." И как следствие - к возможности абсолютно точных предсказаний.

Виды мантики Существующие многообразные мантические способы получения информации классифицируются по двум основным признакам: гадание по внешним "знамениям" и гадание по "внутреннему просветлению" (т.н. ясновидение).

К первому типу относятся следующие виды мантики:

  • по огню (пиромантия);
  • по метеорологическим явлениям (гром, град, радуга и т. п.):
  • по воде;
  • по лопаточной кости (скапулимантия);
  • по решету (коскиномантия);
  • по книгам (библиомантия);
  • по старинным стихам (рапсодомантия);
  • по птицам и их полету (орнитомантия);
  • по внутренностям животных (гаруспиция);
  • по цифрам (арифмомантия);
  • по линиям песка (геомантия);
  • по дыму (ливаномантия);
  • по чаше с водой (каттабомантия);
  • по движениям змей (офиомантия);
  • по зеркалу (катанстромантия);
  • по движениям жука (критомантия).

Ко второму типу относятся следующие виды гадания:

  • по сновидениям (онейромантия);
  • по "непосредственному откровению" (ясновидение);
  • по „показаниям покойника” (некромантия).
История мантического искусства

Попытки предсказаний и пророчеств имеет древнюю историю. Пифагор и Платон высоко ценили мантику, а Сократ даже советовал ее своим ученикам. Е.Блаватская отмечает, что "отцы церкви, которые так сурово осудили мантическое безумие у языческих жрецов и пифий, были не прочь применить его в своих собственных целях. Монтанисты, получившие своё название от Монтана, епископа Фригии, который считался божественно вдохновлённым, соперничали с manteis, или прорицателями". Тертуллиан, Августин и мученики Карфагена были в их числе. Мнение о происхождении слова "мантика" расходятся. Существовал знаменитый Мантис Провидец во времена царя Аргоса; и была Манто, дочь слепого прорицателя из Фив Тиресия и сама прорицательница. Цицерон описывает прорицание и мантическое безумие, говоря, что "во внутренних закоулках ума скрыта способность божественного прорицания, божественный импульс, который, когда разгорается сильнее, называется безумием", неистовстом.

Многие из мантических традиций европейского человечества связаны с греко-римской провидческой магией, особенно с Дельфами; и особым видом пророчества - через Пифию.Дельфийские пифии-пророчицы восседали на золотом треножнике и изрекали оракулы Аполлона. Это были гекзаметрические строфы, которые произносились торжественно, нараспев. Многие изречения пелись. Пифии никогда не отвечали напрямую; из вдохновенного хаоса, в который они погружались, извлекалась звучания. Ритмы рождали слова, слова вновь окунались в ритмы - и обозначалось будущее, подчиненное магии поэзии. Не зря в древности о пифиях бытовало мнение - «не говорит и не скрывает, а означает». Иногда это были символы-завесы слов, иногда изречения на заданный вопрос. Иногда повеления, не отвечающие на заданный вопрос, но имеющие прямое отношение и влияние на судьбу. В основе искусства пифий лежала многомерность слова, которое, прежде чем исполнить, нужно было правильно истолковать. «Позади храма находилась пещера с трещиной, откуда вырвались холодные пары, вызывавшие у пифий - по преданию - вдохновение и экстаз. Плутарх рассказывает, что в очень давние времена один пастух, севший на край этой трещины, начал предсказывать. Сначала его сочли за сумасшедшего, но когда его предсказания исполнились, случай этот обратил на себя внимание жрецов, которые и завладели пещерой и посвятили эту местность божеству. Отсюда и учреждение пророчества Пифии, которая садилась на треножник поверх трещин, вырывавшиеся пары вызывали в ней конвульсии, странные припадки и второе зрение, которым отличается сомнамбулы. В этом есть что-то от практики сибирских и дальневосточных шаманов современности.

В древности вещательницу подбирали особо тщательно. Ими могли, кстати, быть только отмеченные магическими дарованиями девственницы. Первой легендарной пророчицей дельфийского оракула считалась знаменитая Фемония. Вот один из ее зачарованных оракулов: «Пчелы! Несите мне воск! И птицы! Несите мне перья!» Тот, к кому было обращено это пророчество, понимал, что это означало добро на обустройство жизни. Пифии видели все словами, и это было действительно их второе зрение. Видения изучались стихами. Ученые жрицы переводили язык поэзии на обычный. Около 390 года новой эры храм был навсегда закрыт Феодосием I. И когда Юлиан Отступник, возрождавший язычество в Риме, захотел узнать будущее, дельфийский оракул сказал, что будет молчать, ибо боги закрыли доступ людей в свой мир. Существовали пророческие подземелья Трофония - под ее высоким куполообразным сводом, по преданиям, обитали тени умерших, не в силах покинуть землю. Тот, кто в них бывал, получал знания будущего. По преданиям, из этих подземелий знаменитый ясновидец древности Аполлоний Тианский вынес свою книгу пророчеств «Златые вирши». Она стала одной из первых после «Сивиллиных книг» книгой знаний о будущем.

Страшным даром неотвратимости сказанного обладали римские пророчицы - сивиллы. Предания говорят, что они жили по тысяче лет и грезили, когда прорицали в экстазе, пророческими гекзаметрами. Римские хроники сообщают, что как-то в Тарквинию Гордому пришла старуха-сивилла и предложила купить девять своих пророческих книг за огромную сумму. Римский правитель засмеялся и отказался. Тогда она бросила в огонь три книги и запросила ту же цену. Царь Тарквиний вновь отказался. Тогда старуха сожгла еще три книги и опять предложила купить остальные за ту же цену. Пораженный этим Тарквиний по совету жрецов купил оставшиеся книги, написанные на пальмовых листах, и сложил в пещере Капитолийского холма. С тех пор особо назначенные жрецы стали толковать эти книги, которые стали тайной книгой Рима. Старуха была знаменитая Сивилла Кумская. Того, кто разглашал содержание книг, зашивали в мешок и топили в Тибере. По этим сохранившимся книгам в Риме вводили законы и обряды. Сивилла Кумская вещала со дна пещеры, где из ста дверей звучали одновременно 100 голосов. Таким способом Сивилла Кумская провестила людей о смерти веков и о «великом годе» в 440 лет. (в 443, 447-448 гг. начались опустошительные походы Аттилы на Рим, ознаменовавшие гибель Римской империи).

Сивилла из Эритреи была создательницей четырнадцати пророческих книг, написанных стихами о всем временах, которые даны, будут человечеству. Тот, кто читал эти книги, мог сойти с ума от того, что ждет мир. В пользу Сивиллы Эритрейской говорит то, что она предсказала Троянскую войну. Но вот в «Рукописях Мертвого моря», найденных уже в наше время (в конце XIX века), особенно в свитках пророчеств, определенно сказано об источнике их: «Еще, прежде чем они созданы, Бог знал их деяние». В этих же рукописях сказано о последнем сроке: «Если он замешкается, все равно жди его, ибо непременно наступит и не будет отложен». А еще раньше была написана китайская книга - «Книга перемен», где к каждой гексаграмме даны комментарии. Это, скорее всего, нравоучительные пророчества - пророчества о путях самосовершенствования. Человек, читавший эту книгу, получал направление и, значит, свою судьбу. Между божеством и созерцанием помещено будущее, и человек своей жизнью может и обязан его предопределять. Но еще более магична и дальнозорка «Книга Предрешений», написанная неким Чжум Ли в эпоху Тан. В ней собраны многочисленные истории тех, чьи судьбы были, как бы предопределены заранее.