Латвия, располагаясь на пути «из варяг в греки», с давних времен находилась в сфере взаимосвязей севера и юга от Понтийского (Черного) моря до студеных вод. Это обстоятельство способствовало раннему проникновению христианства на берега Двины (Даугавы), о которой знали издревле. В летописи Нестора (по Лаврентьевскому списку) говорится: «Дньпръ бо потече из Волковского леса, и потечетъ на полъдне, а Двина из того же леса потече на полуношьс и внидет в море Воряжское».
По Двине, согласно древнему преданию, апостол Андрей Первозванный, проповедуя Слово Божие, достиг берегов Балтики и морским путем направился в Скандинавию. Этими путями, а также по дорогам, ведущим во Псков, Смоленск и Великий Новгород, самораспространялось и православие. Оно никогда и никем не насаждалось, не предписывалось и не навязывалось насильно. Православие воспринималось местными жителями в общении с белорусами, великороссами, которые с древних времен общались и проживали с племенами летигола, селы, земгала, корсь, ливами, вендами (славянского происхождения).
Примечательно, что именно венды дали такие названия, как река Вента, Виндава (Вентспилс), Венден (Цесис). Характерно, что германцы вендами называли русских, а эстонцы русского именовали словом «венед».
Издревле племена, проживавшие на территории современной Латвии, широко общались между собой. Это особенно прослеживается в лексике. Так, в латышском языке во всех областях духовной и материальной культуры имеется множество лексических заимствований: bazn?са (божница), sv?t?t (святить), svece (свеча), Lieldienas (Пасха-Великдень), zvan?t (звонить), nеd??a (неделя); gads (год) и пр.
О раннем самораспространении православия на территории Латвии говорят найденные предметы быта, крестики, образки св. Георгия тех далеких лет.
Археологические данные говорят о том, что православные люди проживали не только по берегам Двины, но и Гауи, Венты, Лиелупе, Рижского залива, а также в ряде немецких, шведских, финских и даже германских земель. При этом достоверно известно, что в истории не было ни одного случая насильственного насаждения в этих краях православной веры.
К началу XI века на территории Латвии уже были такие выдающиеся православные духовные центры, как Ерсика. Здесь, по свидетельству хроники католика Генриха Латышского, было несколько храмов с богато украшенными иконами, утварью из дорогих металлов, великолепными фресками.
На правом берегу устья Даугавы (Двины) находилась первая построенная в этих краях церковь, освященная во имя св. Николая, покровителя плавающих и путешествующих.
Католическое миссионерство в этом регионе началось гораздо позже. Для этого вначале было испрошено разрешение Полоцкого князя Владимира, который дал на это свое согласие. С этих пор Православная Церковь на несколько веков оказалась в тяжелейших условиях. Уже в конце XII и в начале XIII века в здешних краях началось насильственное насаждение «латинянской» веры. Рыцари ордена Меченосцев огнем и мечом разорили и уничтожили такие православные духовные центры, как Ерсика, Атзеле, Люцане (Лудза), Кукенойс (Кокнесе), древнее Толово (между Смилтене и Валмиерой), Венден (Цесис) и другие. И только церковь Святителя Николая в Риге выстояла и оставалась действующей еще около трех столетий.
В середине XVI века Ливония развалилась. Земли к северу от Двины отошли к Великому княжеству Литовскому. Курляндское епископство было продано Датскому королю. Северная часть вместе с Ревелем (Таллинном) подпала под власть короля Швеции Густава П.Адольфа. Курляндия осталась во власти Польши. В Даугавпилсе прочно обосновались иезуиты.
Однако в этих тяжелейших условиях Православная Церковь не была уничтожена. В 1570 г. в Юрьеве (Тарту) основывается православная епископская кафедра, на которую был поставлен преосвященнейший епископ Корнилий.
В Илуксте, по свидетельству иезуита А. Посевина, проживали (1582 г.) только православные. Но именно в эти годы начинается повсеместное насаждение униатства как переходной ступени обращения Православной Церкви в католичество.
Середина XVII века связана с экономическим возрождением Курляндии. Герцог Екаб способствует расселению в районе современного Екабпилса исключительно православных людей, бежавших от религиозных преследований. Вскоре древняя слобода у поместья Гольмгоф возводится в степень города с названием Якобштадт. К этому времени здесь уже были построены церкви св. Николая и Святодуховcкая с мужским монастырем.
Однако шведы, захватив Курляндию, разорили герцогство и взяли в плен самого герцога Екаба. Вновь началось преследование православия.
Отношение к православию начало несколько меняться после 1710 года, когда шведский генерал-губернатор Риги Штромберг подписал капитуляцию, а рижский магистрат, немецкое дворянство и бюргерство преподнесли графу Шереметеву ключи от Риги и на Ратушной площади приняли присягу на верность России. Но здесь, в районе устья Двины, уже не было ни одного православного храма.
Постепенно Православная Церковь возвращалась к своим истокам. Стали строиться храмы, открываться новые приходы.
В начале XIX века начинается обсуждение вопросов, связанных с самостоятельностью управления церквами Прибалтийских губерний.
14 сентября 1836 года учреждено Рижское викариатство Псковской епархии, ставшее в 1850 году самостоятельной епархией.
В первую мировую войну с приближением фронта началась эвакуация. Взятие немецкими войсками Риги сопровождалось захватом православных храмов и уникальных произведений церковного искусства. По распоряжению властей снимали колокола и увозили в Германию.
В девятнадцатом году к власти пришли большевики. Они расстреляли эстонского епископа Платона (Кульбуша), временно управлявшего Рижской епархией. По всей территории начался разгром и грабеж церквей, монастырей, захват церковных зданий, репрессии духовенства.
В конце девятнадцатого года произошла смена властей. Большевики во главе с П. Стучкой покинули Ригу. У Православной Церкви появилась надежда на государственную поддержку. Но этого не случилось. Новые чиновники продолжали беззаконие. Ряд государственных структур самочинно захватывали лучшие здания, принадлежавшие Православной Церкви. Так, в Рижскую духовную семинарию с анатомикумом вселился университет, Министерство иностранных дел захватило летнюю резиденцию архиепископа Рижского и Митавского. Военное ведомство разместилось в Рижском духовном училище. Было отнято здание Гольдингенской семинарии, принадлежавшей Петро-Павловскому православному братству.
Тяжелая участь постигла кафедральный Рижский Рождественский собор. Он был объявлен государственной собственностью. Его намеревались либо приспособить для государственных нужд, либо вообще взорвать и смести с лица земли. Унижению и притеснению подвергся Рижский Св. Троице-Сергиев женский монастырь. У него, кроме зданий, были отняты луга «Спилвс», лесные угодья под Митавой, земля и усадьба основательниц обители, завещанные монастырю. В официальных бумагах монастырь стал именоваться «бывшим», т.е. ликвидированным, и все его имущество, вплоть до белья монахинь, было описано.
Православная Церковь тех лет столкнулась и с другим беззаконием. При попустительстве властей, церковные здания стали самочинно захватывать другие конфессии. Так, Рижский православный Алексеевский мужской монастырь со всем имуществом, прекрасно обустроенной церковью, архиерейским домом - резиденцией главы Рижской епархии - заняла католическая курия. Лютеране-эстонцы, воспользовавшись тем, что настоятель храма православный протоиерей Александр Вэратс находился в отъезде, самочинно заняли православную Петро-Павловскую церковь и зарегистрировались в Минюсте как «Лютеранская эстонская община». Минюст медлил с регистрацией Православной Церкви в целом, утверждая, что она вообще не является латвийской.
В этой ситуации архиепископ Иоанн (Поммер) занял жесткую принципиальную позицию. Он направляет правительству Латвии «Меморандум», в котором говорит о дискриминационном отношении к Православной Церкви, о незаконном захвате властями и другими конфессиями недвижимости, принадлежащей Православной Церкви Латвии. В своем письме от 14 марта 1922 года к председателю Учредительного собрания Владыка, указывая на беззаконие по отношению к Православной Церкви, говорил, в частности, о том, что у православного эстонского прихода в Риге незаконно отнят лютеранами Петро-Павловский собор. «Этот храм, - писал архиепископ, - сооружен православными и для православных и всегда был бесспорной собственностью Православной Церкви».
Отстаивая интересы Латвийской Православной Церкви, владыка добился того, что Сейм несколько раз обсуждал вопросы возвращения Православной Церкви Алексеевского мужского монастыря, архиерейского дома, Петро-Павловского храма и другой недвижимой собственности, принадлежащей Православной Церкви Латвии. Однако острые дебаты в Сейме не дали никаких результатов.
В начале 30-х годов развернулось открытое гонение и преследование архиепископа Иоанна (Поммера), которое длилось несколько лет и завершилось трагически. Глава Латвийской Православной Церкви был зверски убит, и это преступление века осталось нераскрытым.
Вскоре Православная Церковь Латвии незаконно оказалась под юрисдикцией Константинополя. Но еще до начала второй мировой войны она вновь перешла под омофор Матери-Церкви - Русской Православной Церкви.
После войны шла непростая, в условиях воинствующего атеизма, жизнь. Уцелевший собор продолжал оставаться духовной опорой для многих и многих людей, познавших ужасы и беды чудовищной войны и послевоенных преследований.
Но то, что не уничтожили две мировые войны и революция, было разорено в 60-е годы. Так, распоряжением Совета Министров Латв. ССР от 05.10.63 г., был закрыт и превращен в коммерческое предприятие Рождественский кафедральный собор. В Дзинтари бульдозерами сметена с лица земли церковь Казанской Божией Матери, построенная в 90-х годах XIX века Петро-Павловским братством на пожертвования.
Взорван Александро-Невский собор в Даугавпилсе, разрушен храм Св. Николая чудотворца в Резекне, закрыты храмы в Краславе, в пос. Граверы, в Колке, в Айнажи, в Кокнесе, в Сунтажи. Закрыты св. Успенская церковь в Даугавпилсе, церковь «Всех скорбящих Радосте» в Риге. Всего закрыто было около 40 храмов.
4 мая 1990 года провозглашается независимость Латвии. Святейший Патриарх и Священный Синод Русской Православной Церкви принимают решение о предоставлении Рижской епархии автономии. Для регистрации разрабатывается Устав на основе Устава 1936 года.
В декабре 1992 года в Риге созывается Вселатвийский Собор духовенства и мирян, который подтвердил назначение правящим архипастырем Латвийской Православной Церкви епископа Александра с титулом Рижский и всея Латвии. Собор избрал в помощь правящему архипастырю Синод Латвийской Православной Церкви.
После Собора, в конце декабря 1992 года, Латвийская автономная Православная Церковь была зарегистрирована в Министерстве юстиции Латвийской Республики как правопреемник автономной Латвийской Православной Церкви до 1940 года, несущая свою не прекращающуюся ни на один день духовную и спасительную миссию святого православия на территории Латвии, получившая свое историческое бытие в XI веке от Русской Православной Церкви, имеющая единые с ней святыни, святых угодников Божиих, единый церковный строй, богослужение и уклад духовной жизни.
За последние десять лет в жизни Латвийской Церкви произошло много перемен. В этот период возобновила свою деятельность Рижская духовная семинария (2-ой выпуск), полвека находившаяся под запретом. Функционируют курсы катехизаторов и преподователей Закона Божия при семинарии для учебных заведений Латвии. Регулярно издаются две газеты: «Православная жизнь» и «Виноградная лоза». Церковь участвует в общественной жизни. Возрождается к жизни главная святыня Латвийской Православной Церкви - Рижский Рождественский кафедральный собор. Из руин восстановлен собор св. прав. Симеона и Анны в Елгаве, Никольский морской собор в Лиепае. Полностью отстроена церковь латышского православного прихода во имя прп. Арсения Великого в Айнажи. Восстанавливается латышский приход в Колке. Завершается восстановление единоверческого храма Успения Пресвятой Богородицы в Даугавпилсе. Оборудованы храмы в пос. Седа, в г. Валке. Построены храмы в Саласпилсе, Огре. Возрождается Свято-Духовский монастырь. Совершена закладка ряда церквей и часовен.
Латвийская православная церковь .
Образовательный портал о религиях мира
E-mail: adm-site-val@rambler.ru
Все материалы на сайте предоставлены ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО в ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫХ и ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ целях,
администрация сайта не претендует на их авторство и не несёт ответственности за их содержание.