Образовательный портал о религиях мира


Секты Ислама


 Секты Ислама

Среди разного рода пестрых религиозных течений, в последнее время пустивших корни в нашей стране, остаются малозамеченными секты, за исключением ваххабитов, тем или иным образом связывающие свое происхождение с Исламом. Однако это совсем не значит, что их влияние ограничивается лишь скудным десятком новых адептов.

Уже примерно с начала 90-ых годов ведет свою деятельность в России секта ахмадийа. Зародившись в 19 веке в Пенджабе на границе Индии и Пакистана, это течение сегодня основную свою деятельность перенесло за пределы центральной Азии.

Крупные общины ахмадийи имеются в США, Великобритании, на островах Океании, а главный центр этой секты находится в Израиле в пригороде г. Хайфа. По утверждению лидеров секты, общая численность всех ахмадитов в мире составляет 20 миллионов человек. Специалистам же эта цифра кажется весьма завышенной – по их данным, последователей ахмадийи в мире насчитывается гораздо меньшее число. На сегодняшний день новых адептов ахмадийа привлекает в основном среди немусульманского населения, так как для мусульман слишком очевидны несоответствующие доктрины ахмадийи Исламу.

Эта секта активно использует возрастающий интерес к Исламу в Западном обществе. Огромными тиражами издается ахмадийская литература на многих языках мира (включая русский). На средства секты открываются многочисленные учебные заведения, учреждаются стипендии, создаются коммерческие предприятия, эмиссары и проповедники секты разъезжают по всему миру, а многие руководители ахмадийи принимают активное участие в политической жизни (в частности, в Пакистане).

История дружеских взаимоотношений между ахмадией и западными странами уходит в историю. Еще на заре своего существования секту обвиняли в пособничестве английским колонизаторам, а само ее появление связывали с деятельностью спецслужб британской империи, пытавшихся внести раскол и вызвать брожения среди мусульман.

Как и в прошлом ахмадиты были весьма дружны с теми, кто, по сути, физически уничтожал мусульман, так и сегодня эта секта фактически поддерживает сионистский режим Израиля. «Создание Израиля - говорит Улла Халим, глава ахмадийской общины Хайфы - не колонизация Палестины, как утверждает мусульманское духовенство, а возвращение еврейского народа на свою землю. В Коране сказано, что Израиль вернется на землю, из которой вышел». По его словам, мусульманские богословы замалчивают и искажают подлинное отношение Корана к евреям.

Сами же ахмадиты считают евреев избранным народом и верят, что евреи, вернувшись на Святую землю примут Ислам в интерпретации их секты. Однако произойдет это, только тогда, когда сами мусульмане отбросят «предрассудки» и примут «истинный Ислам» (ахмадийство).

Одних этих заявлений уже достаточно, чтобы заслужить благосклонность «цивилизованного мира». Тем не менее, вышеупомянутая идея не самая экстравагантная из всех постулатов ахмадийи. Основным идеологическим столпом секты является утверждение о том, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) не был последним Пророком. Ахмадиты считают, что после Посланника Аллаха (мир ему и благословение) был еще пророк – основатель секты ахмадийа Гулям Ахмед.

С ранней молодости Гулям Ахмед изучал священные писания различных религий. Помимо Корана, он вчитывался в книги индуизма, иудаизма и христианства. Одновременно Гулям Ахмед проводил долгие часы в медитациях и молитвах. Пользуясь древними тибетскими техниками, он развивал в себе способность «слышать голоса», «воспринимать присутствие божественного духа», а также «постигать волю Творца».

«Откровение» Гулям Ахмед, по его утверждению, получил в возрасте 50 лет. Бог якобы предписывал ему встать на «стезю верности (бая´ат)» и проповедовать «истинный Ислам» среди единоверцев и представителей других религий.

С этого дня он в собственных глазах превратился в пророка, а заодно и в Махди. Прошло несколько лет, и Гулям Ахмед вдобавок назвал себя еще Аватаром индусов, земным воплощением Иисуса (мир ему), а также по совместительству Машиахом иудеев, Спасителем христиан и Майтрейей буддистов в одном лице. Он утверждал, что обладает даром предвидения и способностью творить чудеса - излечивать больных, воскрешать мертвых, навлекать проклятья на недругов и осуществлять материальные перевоплощения. Тех же своих соотечественников, которые отказались уверовать в него, как в пророка, Гулям Ахмед заклеймил "кяфирами" (неверующими). Он сравнивал себя с преданным евреями Иисусом (мир ему) и с Мухаммадом (мир ему и благословение), отвергнутым арабами-язычниками.

В ответ на яростную критику исламских ученых, Гулям Ахмед заявлял, что они не понимают сути пророческой традиции и не в состоянии распознать волю Аллаха. Он соглашался, что Творец передал свою волю людям через Мухаммада (мир ему и благословение), но утверждал, что Аллах подобно заботливому отцу направил на помощь людям нового пророка-реформатора в его лице.

До конца своей жизни (он умер в 1908 году) Гулям Ахмед во всем идентифицировал себя с Иисусом (мир ему). Во время проповедей его окружали 12 наиболее верных сподвижников, олицетворявших 12 библейских апостолов. Речи Гуляма Ахмеда были выдержаны в стиле Нового Завета и содержали обвинения в адрес духовенства и предрекали всем, кто отказывается признать его «пророческую миссию», страшные муки. В то же время, зачастую ведя физическую борьбу с мусульманскими учеными, он призывал к терпению, пониманию и всеобщей Любви, особенно это касалось взаимоотношений мусульман с колонизаторами англичанами и их ставленниками на местах.

Несмотря на всю абсурдность притязаний новоявленного «пророка», ахмадитам по сей день удается распространять заблуждения Гулям Ахмеда. Уже упоминавшийся нами Ата Улла Халим развил идеи своего предшественника, отца-основателя секты ахмадийа. Например, он утверждает: «Не только в Коране, но и в Ветхом Завете, а затем и в Новом, у Иоанна Богослова, предсказывается появление Мухаммада, а вслед за ним - еще одного великого пророка, который приведет человечество к счастью. Но мусульманское духовенство вводит в заблуждение людей. Оно предвзято толкует тексты в святых книгах».

На этом ахмадиты не останавливаются. Они утверждают в разрез ясному аяту Корана, что на самом деле Иисус (мир ему) не вознесся на небеса, а отправился на северо-запад Индии проповедовать свое учение. Ахмадиты верят, что он якобы умер в возрасте 120 лет естественной смертью в кашмирском городе Сринагаре, после чего поднялся в Царство Божье, где встретил Кришну, Будду и Моисея.

Также, например, согласно учению Гулям Ахмеда, после смерти люди получают новые тела и души, в которых пребывают до Судного дня, а потустороннюю жизнь ахмадиты рассматривают всего лишь как продолжение процесса духовного совершенствования, начатого при жизни. Главным объектом паломничества у них считается не Священная Кааба в Мекке, а Кадиан, место, где жил основатель секты.

Вообще, перечисление всех изысканий ахмадийи займет ни один час, да и вряд ли в этом есть необходимость. Несоответствие этой секты Исламу столь очевидно, что даже нет надобности приводить доказательства их заблуждений человеку сколько-нибудь разбирающемуся в Исламе.

Во многих мусульманских странах ахмадийа не считается мусульманской общиной. В Пакистане, например, членам секты запрещено называть себя мусульманами и использовать исламскую терминологию, а Лига исламского мира объявила ахмадийю «враждебным Исламу течением».

Однако, тем не менее, в последние годы ахмадийа, пользуясь религиозной безграмотностью, ведет активную проповедническую деятельность в России. Дошло до того, что Коран, изданный сектой и содержащий ошибочные комментарии в духе ахмадийи (автор Мухаммад Али), раздается в мечетях страны. Не менее впечатляет и тот факт, что в 1992 году представители секты в ходе своего визита в Россию были приняты на государственном уровне в Верховном Совете.

После встречи один из депутатов В. Скурлатов заявил буквально следующее: «Мы не просто поддерживаем устремления Ахмадийской Мусульманской общины, а полностью разделяем их. Поэтому всем сторонникам Ахмадийата и желающим глубже познать его истины предлагаем обратиться к нам». Вскоре было налажено распространение сектантских книг типа «Ахмад - обетованный Мессия» и «Избранные места из писаний обетованного Мессии» по всей стране.

Не менее показателен пример другой секты – бахаитов, также активно работающей в России. Учение этой секты уже настолько далеко ушло от Ислама, что ее последователи не пытаются предъявлять претензий на то, что бахаизм является подлинным Исламом. Они лишь считают, что бахаизм зародился в лоне Ислама, подобно буддизму в лоне индуизма. Сектанты рассматривают Коран лишь как одну из священных книг прошлого, наравне с писаниями других религий, а Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) считается ими «Явителем» равным Будде и основателю бахаизма Мирзе Хусайну-Али Нури по прозвищу Баха Аллах. Эта секта откровенно проповедует религиозный синкретизм, а основными источниками вероучения являются в ней писания Мирзы Нури и его предшественника Али-Мухаммад Ширази, духовного лидера близкой к бахаизму секты бабитов.

Характер этой секты вполне ясен разумеющим людям. Остановимся подробнее на ее деятельности.

Сегодня в мире насчитывается от 4 до 6 миллионов последователей учения секты бахаитов. Богатые общины бахаитов имеются в Северной Америке и Западной Европе. На базе секты бахаитов имеются многочисленные финансовые и общественные структуры, клубы, издательства. Основная штаб-квартира бахаизма, называемая «Высший орган руководства в вере Бахаи Всемирный Дом Справедливости» находится, как и в случае с сектой ахмадийа, в израильском городе Хайфа. Последователи двух учений даже весьма дружны между собой.

Однако сходство ахмадийи и бахаизма на этом не заканчивается. Их объединяет не только симпатия к Израилю, но также и особое теплое отношение к «свободному миру». На протяжении всей своей истории бахаиты постоянно получали поддержку со стороны властей западных государств, финансовых и общественных организаций. Объясняется это тем, что сектанты всегда были лояльны к колонизаторам, призывая к «миру», «сотрудничеству» и «любви», а общая антиисламская направленность проповеди основателя бахаизма является результатом его нескрываемой симпатии к Велибритании. Подобное сотрудничество помогло бахаизму вырасти из кучки иранских фанатиков в крупную организацию, имеющую отделение почти во всех странах мира.

История бахаизма пестрит необычными фактами взаимоотношений секты с крупными западными державами. Ограничимся лишь самыми тенденциозными из них.

В 1920 г. свои официальные соболезнования по поводу смерти сына основателя секты и второго главы бахаитов Абд-аль-Баха выразили У. Черчилль (премьер - министр Великобритании), британские колониальные чиновники - виконт А. Алленби (верховный комиссар Египта), сэр Г.Сэмуэль (верховный комиссар Палестины), генерал У. Конгрев (главнокомандующий Египетским экспедиционным корпусом), Абд ар-Рахман (премьер-министр временного национального правительства Ирака), Лондонское теософское общество и др. На его похоронах присутствовали представители различных конфессий, этнических общностей, гости из США и Европы, колониальные чиновники - верховный комиссар Палестины, губернаторы Иерусалима, Финикии, правительственные чиновники, консулы различных стран и т. д.

Основатель бахаизма и его последователи с большим вниманием и крайней симпатией всегда относились к США, единственно которой бахаиты посвятили специальную молитву - “Молитву за Америку”.

В 1945 году представители бахаитской общины присутствовали на исторической конференции в Сан-Франциско, которая положила начало Организации Объединенных Наций. В 1948 году Международное Сообщество Бахаи (организация, официально представляющая мировую общину бахаитов на международном уровне) было впервые зарегистрировано как международная неправительственная организация при отделе общественной информации ООН. С тех пор началось тесное сотрудничество бахаитов с этой всемирной организацией. В 1970 г. Международному Сообществу Бахаи (МСБ) был присвоен консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете ООН (ЭКОСОК), а в 1976 г. МСБ получило консультативный статус при Детском Фонде ООН (ЮНИСЕФ).

Больше того, МСБ вовлечено в решение широкого круга вопросов деятельности Организации Объединенных Наций. Мировые СМИ, в свою очередь, с большой долей симпатии относятся к бахаитам.

Активное сотрудничество с международными глобалистскими организациями послужило причиной того, что в структуре устройства всемирной общины бахаитов стали явно прослеживаться черты некоего подобия мирового правительства. Бахаиты мечтают о создании единого мирового государства, единого языка и экономики. Они считают национальное своеобразие и различные культуры и традиции отжившим рудиментом прошлого.

«Соединяйтесь, о цари земли, ибо сим усмирится буря раздоров среди вас, и народы ваши обретут покой, когда бы вы вняли сему … Повсеместно признана насущная необходимость созыва широкого всеобъемлющего собрания. Правители и государи земли должны войти в него и, участвуя в его работе, искать пути и средства, что приведут к установлению всеобщего Великого Мира между людьми» - проповедовал основатель бахаизма.

Активная деятельность бахаитов в России начинается с 80-х годов. В это время было открыто издательство «Единение», которым опубликовано уже довольно большое количество книг о бахаизме и налажено их распространение.

Вообще, отношение у секты бахаитов к России особое. "Бог предопределил для России такое значение, с которым ничто не может сравниться" – говорил Хусайн-Али Нури. Один из его главных учеников Шоги Эффенди пошел еще дальше, в частности, он писал: «Россия станет в будущем восхитительным раем... Дом Поклонения, поставленный в самом ее сердце, воссияет с ослепительной яркостью, зов Величайшего Имени станет раздаваться в ее храмах, ее церквях и других местах...»

Новый план распространения бахаизма в мире, принятый в 1986 г., пристальное внимание уделил освоению ранее закрытых для бахаизма стран Восточной Европы и, прежде всего, СССР. В декабре 1990 г. в Москве состоялась 1-я Всесоюзная конференция бахаитов, на которой присутствовали 244 делегата от местных духовных советов и 17 зарубежных гостей. Весной 1991 г. делегаты Национального съезда от бахаитских общин из 42 городов бывшего СССР (от Мурманска до Ашхабада и от Таллинна до Южно-Сахалинска) избрали Национальный духовный совет бахаитов СССР.

В 1992 году после распада Советского Союза была создана российская организация бахаитов. Члены этой секты сегодня активно работают в Татарстане, где в ее орбиту уже вовлечены тысячи молодых людей, а также некоторые деятели культуры и журналисты, в частности, как сообщают, некогда популярный певец Ренат Ибрагимов.

В планах современной международной общины бахаитов предусмотрено дальнейшее распространение их учения, совершенствование и умножение административных и финансовых институтов, строительство храмов во всех странах мира, а как задача максимум, введение бахаизма в качестве общепланетарной идеологии мирового сообщества с единым мировым правительством во главе.

История помнит много случаев, когда крупные колониальные державы пытались с помощью создания и поддержки различных религиозных группировок влиять на внутрегосударственные процессы стран-противников. Тут можно вспомнить появление ваххабитов из аравийской пустыни, послуживших одним из важнейших катализаторов для распада Османской империи. Похожую роль сыграли в свое время ахмадийа и бахаиты.

Однако с течением времени они не сошли на нет, а даже, наоборот, еще больше расширили свою деятельность. Причины этого становятся ясными, если хоть чуть-чуть познакомиться с историей этих сект. В тех же процессах, которые протекают сегодня в мире, им вновь отведена определенная, вполне понятная задача, служить инструментом для еще большего раскола мировой мусульманской общины.

Саид Башларов