Образовательный портал о религиях мира


Религии Японии


 Религии Японии

В вопросах религии Япония проявляет величайшую терпимость. Так, почти все японцы исповедуют синтоизм, но при этом принадлежат к одной из многочисленных буддийских общин, руководствуясь в жизни принципами конфуцианства.

<>Синто>

Синто — «путь богов» — древнейшая религия Японии, культивирующаяся исключительно в этой стране. В основе ее лежит миф о возникновении мира, согласно которому Земля и императорский род ведут свое происхождение от богини Солнца Аматэрасу. Она - дочь прародительской божественной пары Идзанаги и Идзанами, создавших японские острова. Богиня Солнца ниспослала на землю своего внука Ниниги, потомкам которого поручила во веки веков править Японией, передав для них символы священной власти императоров - меч, ожерелье и зеркало, до сих пор хранящиеся в синтоистском святилище Исе. Правнук Ниниги Дзимму-тэнно завоевал священную местность Ямато и основал там в 660 г. до н. э. японское государство.

Синтоизм возник из древнего культа обожествления умерших предков и природы, при котором горы, реки, деревья или природные явления могли стать божествами (ками). Такие священные объекты ограждаются сплетенным из рисовой соломы и украшенным белыми бумажными флажками запретительным канатом. Внимание синтоистских божеств можно привлечь, дважды хлопнув в ладоши перед алтарем; жертвоприношения и ритуальные обряды также настраивают ками на благосклонность и дружелюбие.

<>Буддизм>


С распространением буддизма в Китае, Тибете, Корее, Японии, Монголии, Бурятии, Шри-Ланке, Бирме, Таиланде, Лаосе, Кампучии, Вьетнаме существовавшие у местных народов религиозно-мифологические системы испытывали существенные изменения, при этом общая основа буддизма оставалась такой же, как и в Индии, — «Четыре благородные истины»: жизнь -это страдание, у страдания есть причина, страдание конечно и существует путь к прекращению страдания. Этому пути и учил Будда.
Буддизм проник в Японию в середине VI в. из Китая. И если наибольшее влияние на буддизм в Китае оказали даосизм и связанные с ним верования, то японский буддизм - это синтез буддийских идей, мифологии синто и японской культуры.

Характерной чертой сложившегося в результате сосуществования буддизма и синтоизма общего пантеона стала двуединость многих входящих в него божеств: тот или иной будда являл себя через определенное божество в синтоизме (например, Будда Вайрочана в образе богини Солнца Аматэрасу), сохраняя при этом собственные свойства и приобретая дополнительные свойства этого божества.


Одним из главных действующих лиц буддийских мифов, преданий и легенд стала Бодхисаттва Каннон (санскр. «Будда безграничного сострадания»). Понимание ею личных нужд человека, чего были лишены синтоистские боже-

<>Многочисленные секты>


На протяжении веков в Японии образовались многочисленные религиозные секты, которые мирно сосуществуют и сегодня. В буддизме школы Тэндай магические формулы и ритуалы смешиваются с учениями народных целителей, тогда как популярный дзёдо-буддизм (дзёдо - рай «чистой земли»), или ами-даизм, обещает спасение только путем молитвенного обращения к милостивому Будде Амиде, не прибегая к медитациям и изучению священных текстов.

Буддизм школы Сингон представляет собой скорее магическое учение аскетизма с ярко выраженными ритуальными церемониями. Самой массовой (30 млн. сторонников) является созданная еще в 1253 г. секта Нихирэн, стоящая на позициях известного правопри-тязания на исключительность с подчеркнуто националистскими традициями. На ее почве в 1930 г. родилось общественно-религиозное движение «Сока гаккай» («Общество установления ценностей»), которое своим фанатизмом, политической ангажированностью (партия «Комэйто») и расистской направленностью заметно отличается от обычно миролюбивых буддийских сект.

Число приверженцев порой довольно странных новых сект и религиозных движений невелико. Они часто привлекают к себе внимание сенсационными выходками, несоразмерными с их истинной значимояе Второй мировой войны эти группировки пытаются с помощью примитивных ответов и жестких методов сплотить вокруг себя своих сторонников-фанатиков. В этих явлениях уже трудно отыскать хоть что-то от столь типичной для Японии религиозной толерантности.

<>Дзэн>


В дзэн-буддизме с его двумя важнейшими сектами Риндзай и Сото во главу угла ставится внутреннее просветление (сатори), которого можно достичь исключительно путем медитации, особенно с помощью практики дзадзэн — сидения в состоянии сосредоточения, созерцания. Молитвы и изучение сутр играют подчиненную роль (сото) или вообще никакой (ринд-зай). Большое значение имеет передача учения напрямую от учителя («дзэн») ученику с помощью парадоксальных вопросов (коан), которыми наставник как бы стремится расшатать логическое мышление ученика и тем самым освободить его от ложной привязанности к миру вожделений и страданий. Благодаря своей аскетической направленности, воспитанию воли и сосредоточению на главном дзэн приобрел огромную притягательную силу для касты самураев и до сегодняшнего дня оказывает неослабевающее влияние на эететико-культур-ное развитие Японии.

<>Конфуцианство>

Учение китайского философа Конфуция (551-479 дон. э.) практически незаметно сегодня в официальной жизни страны, но оно во многом сформировало японский менталитет; мораль, принципы управления государством и нормы повседневного поведения сложились под его влиянием. Зерно учения составляет идея о перенесении «законов неба» на взаимоотношения в семье, обществе и государстве. Отношения между правителем и подданным, отцом и сыном, мужем и женой, старшим и младшим братьями, а также между друзьями должны соответствовать отношениям между Солнцем и Луной и остальными небесными светилами. Они основываются на строгой субординации, гарантией которой является безоговорочная лояльность. Высшая цель всех стремлений - установление и поддержание гармонии, которая является на Земле отражением вечного миропорядка в космосе.

<>Христианство>

С христианством японцы познакомились в XVI в. — после открытия страны европейцами. В результате активной деятельности португальских и испанских миссионеров, искусно использовавших в своих интересах политические амбиции местных феодалов, к началу XVII в. число обращенных в католицизм достигло нескольких сотен тысяч человек.

Особенно прочно христианство утвердилось на юге страны, на острове Кюсю , где появились христианские общины. Под лозунгами христианства вспыхивали крестьянские восстания, оно использовалось и местными князьями — даймё —для ослабления своей зависимости от центра. Соответственно, карательные экспедиции сёгунов были направлены прежде всего против христиан. Их нещадно казнили, а иностранных миссионеров изгоняли из страны.

В 1611–1614 гг. сёгун Токугава Иэясу издал указы о запрещении христианской религии, в 1624 г. были запрещены въезд и проживание в Японии испанцев, а в 1639 г. — и португальцев.

В 1639 г. было окончательно запрещено исповедование христианства. Португальским кораблям, поскольку они доставляли христианских миссионеров, запрещалось даже приближаться к японским берегам. Христиане подвергались гонениям и преследованиям.

С того времени и вплоть до 50-х гг. ХIХ в., когда была отменена политика строгой изоляции страны, проводимая правительством феодального дома Токугава , христианство существовало лишь в виде тайного культа.

Со второй половины ХIХ в. Япония стала вновь ареной деятельности миссионеров, на этот раз не только католиков, но и протестантов. В 1859 г. в Нагасаки обосновалась первая протестантская миссия. В Иокогаме в 1862 г. были построены католическая, а в 1872 г. и протестантская церкви. Появились и православные священники.

Деятельность миссионеров становилась все оживленнее. Однако в конце ХIХ в. на них снова обрушились гонения властей. Но после всех взлетов и падений за христианством сохранилась лишь третьестепенная роль. Деятельность апологетов христианства резко активизировалась в период оккупации Японии США после второй мировой войны, однако существенных успехов она не принесла. Влияние христианских церквей распространяется на относительно небольшую часть населения, преимущественно городского.

Всего в Японии насчитывается около 1,5 млн. христиан. Среди объединений христианских церквей, действующих в общеяпонском масштабе, самое крупное — Католический центральный совет (свыше 400 тыс. верующих, около 2 тыс. культовых учреждений, 2 тыс. священников). Численность адептов всех общеяпонских объединений протестантских церквей в конце 1989 г. составляла около 500 тыс. человек. С 1861 г. существует и Православная церковь, число приверженцев которой ныне не достигает и 10 тыс. чел. В Токио действует подворье Русской православной церкви. Треть верующих-христиан входит в местные объединения католических и протестантских церквей. В Японии постоянно находится свыше 5000 миссионеров, деятельность которых финансируется извне.

Организации христианских церквей активно работают в сфере образования, социального обеспечения. На их долю приходится около 70 процентов находящихся в ведении религиозных организаций университетов и колледжей, 2/3 школ, свыше 60 процентов детских садов, 80 процентов больниц и т.п.

Заметно участие христианских, особенно протестантских, объединений в движении в защиту мира, действующей Конституции .

Часть материала взята с сайта www.japantoday.ru