Образовательный портал о религиях мира


Мурджииты


 Мурджииты

Мурджииты – это одна из ранних и заблудших сект, основное отличие которой от ахлю-Сунна заключается в расхождении с ними в вопросах веры (иман)! От Анаса сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: <>«Две категории людей из моей общины не будут подпущены к моему водоему и не войдут в Рай! А это къадариты и мурджииты!»> ат-Табарани в «аль-Аусат» 1/253. Хадис хороший. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2748.

Мурджииты пошли в противоречие ахлю-Сунна в вопросах имана во многих положениях, о чем сообщили имамы первых поколений.

Спросили имама Ахмада: «Кто такие мурджииты?» Он ответил: “Кто заявляет что иман – это лишь слова!” аль-Халляль в “ас-Сунна” 959.

Суфьян ас-Саури сказал: “Разногласия между нами и мурджиитами в трех вещах:

1. Мы говорим: иман – это слова и дела, а они говорят: иман – это только слова, а не дела!

2. Мы говорим: иман увеличивается и уменьшается, а они говорят: и не увеличивается и не уменьшается!

3. Мы говорим, что есть лицемерие, а они говорят: лицемерия нет!” См. “Сыфату-ннифакъ” 74.

Имам Ибн аль-Джаузи сказал: “Мурджииты говорят, что кто признает шахаду и явится со всеми грехами, тот не войдет в Ад вообще! Они пошли в противоречие достоверным хадисам, в которых сообщается о том, что грешные единобожники выйдут из огня. Для мурджиитов верующие являются одинаковыми. Так для них иман Хаджаджа подобен иману ангела Джибриля и пророка, поскольку они считают, что грехи не вредят иману!” См. “Тальбису иблис” 103.

‘Абдуррахман ибн Махди говорил: “Первое проявление ирджа – это оставление исключения (истисна)”. аль-Халляль в «ас-Сунна» 3/598.

Т.е. когда спрашивают: «Ты мумин?» (правоверный)? Отвечать с уверенностью: «Да», не говоря: «Инша-Аллах мумин» или «Надеюсь» и т.д.

Имам аль-Аджурри говорил: “Из числа качеств приверженцев истины, о чем поведали нам ученые, это исключение (истисна) относительно имана! Конечно же не в понимании сомнения, да упасет нас Аллах от сомнении относительно имана, однако как страх чтобы не восхвалять самого себя, как обладателя совершенного имана!” См. “аш-Шари’а” 136.

Имам Ибн аль-Мубарак сказал: “Мурджииты говорят, что их благие деяния принимаются, а я не знаю, принимаются ли мои благие дела или нет!” См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 7/153.

На основании слов этих имамов следует, что основными <>признаками мурджиитов являются>:

<>1. Не считать, что иман увеличивается и уменьшается.>

<>2. Не включать в иман деяния тела.>

<>3. Считать, что у каждого мусульманина полноценный иман.>

<>4. Пренебрежительное отношение к грехам и даже к тяжким из них, и считать, что грехи не причиняют вред иману>. На основании этого мурджииты говорят, что мусульманин в Ад не войдет.

Кстати этот вид мурджиизма весьма распространен среди мусульман в наши дни, когда они оставляют чуть ли не все обязанности возложенные на них Всевышним Аллахом и совершают многочисленные грехи, говоря что милость и прощение Аллаха безграничны. Нет сомнения в том, что это опасная идеология мурджиитов.

<>5. Считать, что недопустимо делать истисна в имане>, т.е. говорить: «я мумин инша-Аллах!», поскольку мурджииты считают это сомнением относительно своей веры, что является куфром.

<>6. Считать, что неверие может выражаться только в убеждении>, тогда как ахлю-Сунна говорит, что куфр бывает как в убеждении, так и в словах и делах.

<>7. Иметь убежденность в том, что благие дела обязательно принимаются от каждого мусульманина>. Тогда как ахлю-Сунна утверждает, что мы не можем быть в этом уверены однозначно и можем только надеяться.

Это и есть основные заблуждение мурджиитов, о которых говорили саляфы и имамы нашей общины.

Сами же мурджииты разделились на три основные группы:

«Первая группа – это те, кто говорит, что иман – это лишь то, что в сердце (т.е. убежденность)! Их также именуются джахмитами.

Вторая группа – это те, кто говорит о том, что иман только на языке. И это определение не известно ни от кого, кроме карамитов.

Третья группа – это те, кто говорит, что к иману имеет отношение убеждение в сердце и произнесение языком, а деяния не входят в составную часть имана, и он не увеличивается и не уменьшается. И это мнение тех, кого ученые именую мурджииты-факъихи, к числу которых они относили Абу Ханифу и его сторонников».

Это определение мурджиитов дали шейхуль-Ислам Ибн Таймия в «аль-Иман» 184, имам Абуль-Хасан аль-А’шари в «Макъалят аль-ислямиин» 1/213 и имам аш-Шахристани в «аль-Миляль уа-ннихаль» 1/139.

Первые две группы – джахмиты и карамиты – это те, кого именуют крайними мурджиитами (гъуляту мурджиа).

Что же касается третьей группы, то их именую умеренными мурджиитами. Более того, шейхуль-Ислам Ибн Таймия считал, что разногласие с ними языковое, поскольку они не говорят, что за совершение грехов или оставления обязанностей человек не будет наказан, и говорил, что они из ахлю-Сунна. Он писал: “Если человек понимает, что оставивший деяния заслуживает порицания и наказания, то после этого разногласия в отношении этого вопроса не имеют смысла. Наоборот, это разногласие языковое, хотя, несомненно, они (мурджииты-факъихи) ошибаются в этом определении и противоречат Корану и Сунне!” См. “Маджму’уль-фатауа” 7/181.

Также шейхуль-Ислам сказал: “Следует знать, что большинство споров среди ахлю-Сунна в отношении этого вопроса (являются ли деяния частью имана) – разногласие языковое. Поскольку те факъихи, кто говорит, что иман это слова (без дел), а это Хаммад ибн Аби Сулейман и он был первым, кто сказал об этом, а также факъихи из Куфы и другие, кто последовал за ним, убеждены, как и все остальные имамы, что совершающие грехи входят в число тех, кто заслуживает упрека и наказания! И несмотря на то, что они говорят что их иман полноценный, как у ангела Джибриля, они все же убеждены, что иман без деяния или с совершением грехов влечет наказание, как говорит это ахлю-Сунна уаль-джама’а!” См. “Маджму’уль-фатауа” 7/297.

Т.е. имам Абу Ханифа и его сторонники, несмотря на то, что не включали деяния в составную часть имана и говорили, что иман не увеличивается и не уменьшается, признавали тот факт, что грехи влекут за собой наказания и угрозы.

Все дело было в том, что они говорили: уменьшается не иман, ибо уменьшение имана указывает на сомнение, а сомнение в вере – это большой куфр. Поэтому они говорили, что увеличивается и уменьшается богобоязненность, состояние и т.п. но не иман.

Однако все же это мнение очень ошибочно, и противоречит тому, о чем говорили большинство саляфов. Ведь каким образом может быть приемлемо то, что мусульманин не именует намаз иманом и не включает его в иман?!

Хочу также указать на то, что в определении мурджиизма появились в наши дни такие критерии, которые саляфы считали приемлемым разногласием. Как, например, опасные слова доктора Сафара аль-Хауали, сказавшего в своей книги, которая посеяла большую смуту среди ахлю-Сунна и в которой он обвинял шейха аль-Альбани в ирджа: «Не говорит о том, что оставивший намаз кафир только тот, на кого повлиял мазхаб мурджиитов, чувствует он это или нет!» См. «Захиратуль-ирджа» 2/651.

Также он говорил: «Первыми кто не был согласен с такфиром за оставление столпов Исламе – это были мурджииты!» См. «Захиратуль-ирджа» 2/657.

И это притом, что среди саляфов есть известное и приемлемое разногласие в этом вопросе, как передали многие имамы.

Если вышеприведенные признаки ахлю-Сунна считали проявлением мурджиизма, то в наше время как сказал шейх Мухаммад Са’ид Раслян, противоречащие ахлю-Сунна сделали только два отличительных признаков определения мурджиитов, а это:

<>1. Не обвинение в неверии правителя, который судит не по закону Аллаха.>

<>2. Не считать оставившего намаз кафиром, даже если он не делает его по невежеству или лени.>

И шейх Са’ид Раслян сказал в своей хутбе: «ас-Сауа’икъ аль-мурсаля ‘аля ахлиль-ирджа» 44, что если ты будешь делать такфир за эти две вещи, то для противников ахлю-Сунна ты не будешь мурджиитом!

На самом же деле <>ахлю-Сунна делает непричастным и мурджиизму тех, кто говорит>:

<>1. Что деяния входят в иман!>

Когда спросили имама Ибн аль-Мубарака: «Ты придерживаешься мнения мурджиитов?» Он ответил: “Я говорю, что иман – это слова и дела, как я могу быть мурджиитом?!” аль-Халляль в “ас-Сунна” 964.

Именно по причине того, что Мис’ар ибн Кидама считал, что деяния входят в иман, имам Ахмад не считал его мурджиитом, несмотря на то, что сам Мис’ар говорил как мурджииты в отношении недозволенности говорить: «Я мумин инша-Аллах». Шейхуль-Ислам Ибн Таймия писал: “Те, кто не делал истисна (не говорил: инша-Аллах я мумин) говорили: «Я не сомневаюсь в своем имане!» Так делал Ми’сар ибн Кидам, говоривший: «Я не сомневаюсь в своем имане» Но Ахмад говорил: «Он не был мурджиитом, поскольку мурджииты говорили: «Деяние не из имана», а он говорил: «Деяния из имана»”. См. “Маджму’уль-фатауа” 13/37.

<>2. Кто считает, что иман увеличивается и уменьшается, не имеет отношение к ирджа>

Имам Ибн аль-Мубарак говорил: “Тот, кто говорит, что иман – это слова и дела, увеличивается и уменьшается, тот полностью избавился от мурджиизма!” См. “Табакат аль-Ханабиля” 2/40.

Исма’иль ибн Са’ид рассказывал: “Я спросил имама Ахмада относительно того, кто говорит, что иман увеличивается и уменьшается, и он сказал: “Такой человек непричастен к мурджиизму!” ‘Абдуллах ибн Ахмад в “ас-Сунна” 1/307, аль-Халляль в “ас-Сунна” 3/581.

Имам аль-Барбахари сказал: “Тот, кто говорит, что иман – это слова и дела, увеличивается и уменьшается, тот полностью избавился от мурджиизма!” См. “Шарху-Ссунна” 67.

Хафиз Ибн Хаджар приводил следующие слова Ибн Хазма: “Тот, кто говорит, что поклонения из имана и что иман увеличивается и уменьшается, не обвиняет верующего за грехи в неверии и не говорит, что он будет гореть вечно в Аду, тот не мурджиит, даже если в остальном его слова совпадают с их словами!” См. “Фатх аль-Бари” 7/153.

<>3. Тот, кто считает, что неверие бывает в слова, делах и убеждении, тот не причастен к акъиде мурджиитов.>

<>4. Кто убежден, что грехи причиняют вред иману, тот непричастен к мурджиитам.>

<>5. Тот, кто не утверждает однозначно о том, что он мумин и говорит: «Я мумин только по ахкамам» или говорит: «Я мумин инша-Аллах», тот не причастен к мурджиитам. >

Исма’иль ибн Са’ид рассказывал: “Я спросил имама Ахмада о том, кто говорит: «Я мумин для себя по ахкамам, как наследование, но не знаю какого мое положение перед Аллахом» Он ответил: «Такой человек не мурджиит!»” аль-Халляль в “ас-Сунна” 987.

Таким образом, есть критерии причастности и непричастности к мурджиизму у ахлю-Сунна и у тех, кто только считает себя из ахлю-Сунна. Пусть же каждый выбирает чему следовать сам.

Кстати есть также еще один критерий, который установили некоторые современные ученые Саудии признаком мурджиизма, а это: не считать кафиром того, кто оставил деяния тела.

На самом же деле в этом вопросе есть приемлемое разногласие среди ахлю-Сунна, из числа тех, кто говорил, что <>иман – это слова, дела и убеждения и он увеличивается и уменьшается>! Надждийский шейх ‘Абду-Ллятыф ибн ‘Абду-Ррахман Али Шейх говорил: “Среди ахлю-Сунна есть разногласие относительно оставления деяний тела, становится ли такой человек неверным или нет!” См. “ад-Дурару-ссанийя” 1/479.

Дело в том, что за оставление 4 столпов Ислама помимо двух свидетельств единобожия, есть приемлемое разногласие среди ахлю-Сунна. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Мусульмане единогласны в том, что не произнесший два свидетельства является кафиром! А что касается остальных четырех столпов Исламе, то они разошлись в этом вопросе”. См. “Маджму’уль-фатауа” 7/302.

А что касается прочих деяний и обязанностей тела помимо столпов Ислама, то за оставление этого никто из алю-Сунна не делал такфир! Хафиз Ибн Раджаб говорил: “Что касается прочих вещей ислама и имана (помимо столпов Ислама), то человек не выходит из Ислама за оставление этого по мнению ахлю-Сунна уаль-джама’а. Этому противоречили только хариджиты и им подобные приверженцы нововведений!” См. “Шарх Сахих аль-Бухари” 1/26.

Относительно понятия ирджа и мурджиитов сказано в наше время очень много, однако необходимо, отдавать предпочтение в этом вопросе саляфам, как и в другом ином вопросе. И не выходить за границы того, чего не выходили они, особенно в вопросах определения имана. Ведь иман и его определение в наши дни такие же, каким это было и во времена саляфов, поэтому нет нужны вводить некие признаки современного мурджиизма! Великие и важные слова произнес в свое время имам Ахмад: <>«Не говори ничего, что не говорил никто из обладающих знанием до нас!»> аль-Халляль в «ас-Сунна» 965.

Ведь эти расширенные двери в определении мурджиизма стали причиной того, что к мурджиитам отнесли многих признанных имамов наших дней, как шейх аль-Альбани, шейх Ибн Баз, шейх Ибн ‘Усаймин и многие другие.

Как же тут уместно привести слова имама Абуль-Фадля ас-Саксаки, который сказал: “Оставивший намаз по лени, является мусульманином, что является правильным в мазхабе Ахмада! Однако мансуриты именуют ахлю-Сунна мурджиитами за это мнение, и говорят: «Эти их слова указывают на то, что иман для них только слова без деяний!»” См. “аль-Бурхан” 35.

И что говорить о современных ученых, если даже мурджиитами именовали имамов из числа саляфов! Шейх аль-Альбани говоря о человеке, который обвинял его в ирджа, а это Сафар Хауали, писал: “Он обвинял меня несмотря на то, что знает, что я противоречу мурджиитам даже в тонких вопросах. Я говорю, что иман увеличивается и уменьшается, говорю, что благие дела являются из имана. Говорю, что дозволено говорить: «Инша-Аллах я мумин», и все это противоречит тому, на чем мурджииты. Но, несмотря на это, он обвинил меня несколько раз в ирджа! Я скажу: как похож вчерашний день на сегодняшний! Однажды один человек сказал Ибн аль-Мубараку: «Что ты скажешь о том, кто делает зина и пьет вино? Является ли он верующим?!» Ибн аль-Мубарак сказал: «Я не вывожу его из имана!» Тот сказал: «На старости лет ты стал мурджиитом!» Тогда Ибн аль-Мубарак сказал: «Поистине, мурджииты не говорят того, что говорю я! Я говорю, что иман увеличивается и уменьшается, а мурджииты говорят: Не говори так!» Мурджииты говорят, что их благие деяния принимаются, а я не знаю, принимаются ли мои благие дела или нет! Ты нуждаешься в том, чтобы взять доску и сидеть у ученых!»” См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 7/153.

Что же касается обвиняющих этих ученых в мурджиизме, то ведь они сами попадают под их признаки! ‘Абдуррахман ибн Махди говорил: “Первое проявление ирджа – это оставление исключения (истисна)”. аль-Халляль в “ас-Сунна” 3/598.

А теперь задумайтесь, как говорил шейх Абдуль-Малик Рамадани в «Мадарику-нназар»: кто говорит все время и зачастую даже без истисна: «Сайд Кутб шахид», «Такой-то шахид» и т.д.?!

Что это если не оставления истисна?!

Также я совсем забыл упомянуть об одном признаке мурджиитов, когда цитировал в начале определение имамов относительно ирджа.

Из их признаков также – это выход против правителя мусульман. Несмотря на то, что в вопросах такфира они противоречие хауариджам, впавшим в крайность, они с ними сошлись в вопросе выхода против правителя мусульман! Я не знаю причину этого их поступка, но факт в том, что саляфы относили это к признакам мурджиитов. Суфьян ибн ‘Уяйна и аль-Ауза’и говорили: “Воистину, мурджииты призывают к выходу против правителя!” См. «ас-Сунна» 1/218/368.

Когда имама Ибн аль-Мубарака спросили, имеет ли он взгляды мурджиитов, он ответил: “Каким образом я мурджиит, если я не считаю дозволенным выход против правителя мусульман?!” Ибн Шахин в “аль-Китабу-ллятыф” 17.

Имам же Ахмад сказал: “Поистине, хариджиты являются мурджиитами!” См. “ас-Сунна” 74.

Так что братья, надо еще посмотреть, к кому больше относятся понятие мурджиит в наши дни!

Прошу Аллаха избавить нас от мурджиизма во всех его проявлениях, и вести по прямому пути! И прошу Его также даровать тем, кто обвиняет ахлю-Сунна в мурджиизме по невежеству, верное руководство!